Клуб КРОСС Москва. Контакты: 8-926-528-1328,  8(495)505-0211



Литвак М.Е. «Оценка себя»


Литвак Михаил Ефимович
Михаил Ефимович Литвак, Литвак, Клуб КРОСС

Психотерапевт, член-корреспондент РАЕН, член европейской ассоциации психотерапевтов, автор более 20 книг по психологии и психотерапии, вышедших общим тиражом более 1 млн. экземпляров. Основатель клуба КРОСС

 

 

Человек что-то стоит. И эту стоимость лучше выражать в денежном эквиваленте. В США, когда нанимают специалиста, его спрашивают, сколько он стоит. Для нас это кажется диким. Но если мы хотим быть такими же, развитыми, как и западные страны, то следует кое-что у них перенять. Здесь также подходит гегелевский принцип с использованием идей великого экономиста К. Маркса. Кстати, меня удивляет, что многне профессиональные экономисты сегодня не знакомы с его работами. А ведь законы товарного производства, которые он открыл и описал, никто не отменял, да и, не отменит. Будут они действовать.

Итак, стоимость вещи в себе, самого человека, как такового, можно определить почти по Марксу. Вычислить все материальные вложения в процессе производства человека, начиная с его зачатия. Само зачатие потребительскую стоимость имеет, но стоимости как таковой не имеет. Здесь парочка думает о своем удовольствии, и ей за это платить не нужно. Но потом начинаются траты. Мама его вынашивала, рожала, в женской консультации за ней наблюдали, роды тоже что-то стоили. Так что к моменту рождения ребенок стоит немало. Затем одежда, кормление, образование, медицинское обслуживание и многое другое. Вкладывается в него много, а прибыли пока нет. При этом средства в ребенка вкладывают не только родители, но и государство, так как рассчитывают на отдачу в будущем.

Правильное воспитание детей кроме, всех моральных аспектов еще и очень выгодное предприятие. Если воспитание идет правильно, то, с точки зрения Маркса, после 10 лет ребенок уже должен давать прибыль. Маркс, может быть, немного загнул. Сейчас образование стало более сложным. Может быть, не стоит ждать так рано прибыли от человека, но к окончанию вуза, т. е. годам к 20-25, человек уже должен что-то стоить реальное, а не только обещать принести пользу в будущем. Думаю, что это возможно. Такую модель я уже создал, и у нас бьши случаи, когда из вуза студент выпускался с квалификацией кандидата наук. Свои соображения я излагал в своих работах и направил доклад в правительство. Сейчас он находится на рассмотрении.

Итак, вначале определите, сколько стоите вы, дорогой мой читатель. При сомнениях, оценивайте себя по самым высоким своим достижениям. Случайно на два метра прыгнуть нельзя. Если один раз прыгнули, значит, можете прыгагь так всегда. Просто нужно убрать обстоятельства, которые мешают вам прыгать все время на эту высоту. И еще напоминаю: «Бог фуфла не делает. В фуфло мы превращаем себя сами». В оценку войдет ваша зарплата и ваше имущество. Но самая главная ценность - это ваши навыки. Оценивать нужно только такие навыки, при помощи которых вы можете зарабатывать себе на жизнь.

Я многих женщин разочаровываю. Некоторые из них считают, что умеют шить, готовить, стирать, вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и пр. Но на проверку выясняется, что ничего этого они делать не могут. Даже манную кашу сварить! Но не в кастрюльке, а в ЗОО-литровом котле. Убедился на собственном опыте. В турпоходе мы хотели сварить в ведре манную кашу, и никто из женщин не взялся за это. Я, работая старшим врачом полка, хотя бы видел, как это делается, и сварил ее. Так сварил, таки. Мало кто решился заняться воспитанием других детей и брать за это деньги. Может быть, они бы и взяли, но кто бы им дал.

Навыки - это основное наше богатство. Греческий философ говорил: «Все свое ношу с собой». Он как раз имел в виду навыки. В этом отношении в очень выгодном положении находятся адвокаты, массажисты, врачи-психотерапевты, преподаватели, воспитатели, лекторы, писатели. Чуть похуже положение у парикмахеров, портных, садовников - им все-таки кое-какое оборудование нужно. Но и другим специалистам тоже неплохо. Хирургам, конечно, нужна оборудованная операционная, но очень хорошего хирурга таковая ждет. И если ваши навыки не дают вам достойный заработок, то, значит, ваши навыки еще недостаточны.

Если я эти мысли высказываю среди педагогов и врачей, то слышу гул возмущения, Но у меня есть чем им на это парировать. Вы знаете, что одно время без подготовки у репетиторов поступить в вуз не было никакой возможности. А готовили они ребят по школьной программе и подготавливали так, что те поступали. Родители бы с удовольствием обратились за помощью к учителям, у которых они учились в средней школе, но те не решились браться за это дело.

Кстати, у этих педагогов кое-чему научился я тоже. Это, прежде всего, отвечать за результат. Они отчисляли тех учеников, которые, с их точки зрения, не смогли бы подготовиться к экзаменам в вуз и выдержать их достойно. - Помню, одна из матерей умоляла репетитора продолжить занятия с дочкой и не предъявлять претензий, если она не поступит в мединститут. Он отказался. Я поинтересовался потом, почему он отказал. Он мне на этот вопрос не ответил, а спросил меня, каким образом его находят.

Я все понял. Дети друзей успешно поступили в институт. Учились они у этого же преподавателя. И если бы он не давал такой гарантии, то через какое-то время потерял бы всю, клиентуру. Я с интересом наблюдал за их работой. Они готовили только для поступления в мединститут. Необходимо найти лишь одного преподавателя, а к остальным он направит меня сам. Профессионалы знают друг друга. У них были специально разработанные методички. Кроме того, они интересовались, как сдают экзамены их подопечные, какие задавались вопросы, как они на них отвечали и т. п. Затем моментально вносили соответствующие коррективы.

Потом мне это помогло. Поделюсь своим опытом, как я повышал собственную стоимость. Я выработал принцип повышения квалификации. Нужно что-то научиться делать так, как это никто не может, и постоянно совершенствовать этот навык. В принципе я был квалифицированным психиатром. Работа в клинике и преподавание на факультете усовершенствования врачей сделали свое дело. Но три фишки я целенаправленно совершенствовал. Я собирал всех этих больных со всей области, изучил всю литературу, и у меня стало неплохо получаться. Именно здесь я был лучше всех.

А тут еще и частную практику разрешили. В общем, все стало на свои места. Не называю эти болезни, где я был особенно силен, ибо ушел из клинической медицины. И сейчас думаю, что психиатрию я не забыл.

Эти наблюдения принесли и мне пользу. В психиатрии у меня были занятия по всем темам, но больше всего мне нравилось читать лекции по психотерапии. Нас еще заставляли заниматься санпросветработой. Это были еще годы застоя, и тогда вообще речи не шло о том, чтобы тебе за эти лекции платили. Лекции мои нравились. Но и мне нравилось их читать. Я стал нарасхват. Потом все мои временные возможности закончились, и я в одном случае отказал. Меня спросили, а сколько мне за лекцию платят. Я сказал, что читаю их бесплатно. Мне предложили за лекцию такую цену, что у меня хватило мужества отказаться от части бесплатных лекций. Кстати, когда я читал лекции, то очень волновался и записал их полный текст. Эти записи и легли в основу моих книг.

Хочу привести еще один пример. Одна из первых моих учителей по психиатрии стала заниматься дозированным голоданием. Вначале, чтобы помочь себе, потом стала этим методом лечить больных. Потом ей дали возможность лечить. Больных только этим методом. Она его знала досконально. Ездила на учебу и учила других. Сейчас руководит центром, в котором одновременно лечится более 200 больных со всего мира.

Вот я и высказал свои мысли о том, как повысить себе цену и потом продолжать. ее повышать. Но к следующей профессии нужно приступить только после того, как стал профессионалом в предыдущей. Мало ли что может случиться. Если вдруг потребность во мне как в просветителе, психологе и психотерапевте упадет, то вернусь к психиатрии. Психически больных в кризисное время меньше не станет.

По мере вашего роста, вам попутно придется, чтобы успешно функционировать, приобретать и массу других знании - языки, экономику, юриспруденцию, педагогику и пр. Обычно это осваивается без особых усилий.

Когда же можно считать себя уже материально независимыми в принципе дорогим человеком? Вот критерии, которые, с моей точки зрения, достаточны для того, чтобы потом спокойно заниматься самоусовершенствованием и повышать свою стоимость.

Материально независимый человек независимо от пола должен уметь содержать себя супругу(а) и детей. А стабильной семьей можно считать такую семью, где оба супруга отвечают этим критериям. Женщины иногда на лекциях, когда об этом говорю, крайне возмущаются, почему они должны кормить мужа. А кто говорит, что должны? Я все время говорю, что должны уметь. Для счастливой жизни это крайне необходимо. Как я могу понять, любит ли меня жeнa, если она материально от меня зависит? Это еще необходимо и для безопасной жизни. А вдруг со мной что-нибудь случится. Мои же дети могут погибнуть, если жена не сможет их вырастить без меня. Я дитя военных лет. Мать смогла меня сохранить. Не все женщины во время войны смогли спасти своих трехлетних детей.

Итак, со своими навыками вы разобрались. Будьте объективны и честны с собой. Если вы не можете уволиться с работы, но работать там невозможно, то у вас нет материальной независимости. Составьте план мероприятий на тему: что нужно еше сделать, чтобы перестать зависеть от начальника, и планомерно все свободное время посвящайте этому занятию.

Разберитесь теперь со связями. Еще раз повторяю, что я здесь не имею в виду знакомства, родственные связи, групповые и пр. Они имеют не очень большое значение для повышения ценности человека. Конечно, если связи у вас есть, то откаэываться от их помощи не следует, но помните, что эта помощь может внезапно иссякнуть. Поэтому не отказывайтесь от помощи родителей, родных, жен, мужей, друзей, но и не держитесь в этой жизни только на этой лонже.

Эти внешние связи никого не удержали и не вознесли, наверх, хотя некоторым помогли. У нас часто ходят сплетни о том, что некоторые артисты состоялись из-за того, что у них были родственные и постельные связи. Не исключено, что это помогло, но и только. История нам показывает, что у многих великих людей дети так и не состоялись, хотя дорога им была открыта, Многих актрис осуждают, что они спят с режиссерами. Не вижу ничего в этом плохого. Не одним же сексом они занимаются, Он ведь и что-то об искусстве может рассказать. И потом, почему нельзя влюбиться в великого человека?

Сейчас кризис. В кризис эти положения становятся наглядными. Но кто к кризису хорошо подготовился, тому не страшно. Для него кризис будет трамплином для роста.

Здесь я хочу поговорить о связях внутренних, сидящих в нас, постоянно, нас «жующих» (это устаревшие моральные догмы, принципы, обычаи ипр.). Я сейчас говорю о связях, образовавшихся в период раннего детства, которые мешают решить проблему своего счастья. Это те самые флажки, как для волка, которые не дают человеку использовать весь мир полностью. Нельзя за флажки и все. Почему нельзя? Это же не стена. Это просто флажки. Почему нельзя уволиться, если на работе нетусловий для роста? Почему нельзя развестись, если прошла любовь и совместное проживание приносит только горе? Почему нельзя уехать в другой город, если в другом городе больше возможностей? Почему нельзя жить отдельно от родителей, если не получается ужиться? Еще тыcячa препятствий, которые сидят в голове и которых нет в действительности.

Извините, но я опять о себе. К 1987 году я уже был как будто бы состоявшимся человеком с достаточно высокой зарплатой. Я вел самостоятельно курс психотерапии, был главным психотерапевтом области, получал приличную зарплату и даже подал к защите кандидатскую диссертацию. В это время Н.А. Семенова, специалист по раздельному питанию (сейчас она уже кандидат биологических наук и автор, большого количества книг, посвяшенных оздоровительной тематике), попросила Меня помочь провести ей конференцию по трансцендентальной медитации. В самой технике я не видел ничего предосудительного и лично для себя рассматривал ее как вариант аутогенной тренировки.

Собрала она около 700 человек. Маленькими группами по 10-12 человек они уходили к учителям, которые вели инструктаж. С теми, кто томился в ожидании, я и проводил лекции по психологии общения. Работал я у нее три дня. За эти три дня она заплатила мне 9 месячных моих окладов. По старым деньгам я заработал на половину машины. Я был очень доволен, и она тоже. Она предложила мне сотрудничество. Я согласился. К этому времени она разъезжала по СССР от Магадана до Калининграда с оздоровительными семинарами и пригласила меня в них участвовать. Я пытался найти совпадения моих «окон» с ее семинарами. Беседа наша продолжалась около 5 минут. Прервала ее она с заявлением: «Я с рабами не работаю».

Я обиделся, а позже понял, что она была права. Что меня останавливало? Институт, звания, должности. Так уже давно ничего хорошего от института я не имел. Одну мою диссертацию мурыжили до тех пор, пока она не устарела. С защитой второй тоже шла никому не нужная возня. Самостоятельный цикл психотерапии делать не разрешали. В конечном итоге, я ее сам организовывал за пределами нашего института. Мне, конечно, помогали, но совсем другие люди, с институтом никак не связанные. Но тем не менее мне и в голову даже не приходило вполне естественное и разумное решение - уволиться и начинать работать с ней. Думаю, что в тех условиях я бы быстрее и легче добился того, что я добился.

Что же меня держало? Вот именно мои внутренние представления о том, что работа в институте - самая престижная работа в мире. И эта идея держала меня, в институте еще 14 лет. Уволился я в - 2001 году, хотя духовно с ним я распростился уже в 1998-м, претерпев ряд нравственных пыток. И после увольнения у меня начался настоящий успех и свободная жизнь. А чем я сейчас занимаюсь? Да тем же, что предлагала тогда Н.А. Семенова, - просветительской деятельностью, и разъезжаю по всей России и странам СНГ, а также по всему миру (США, Германия, Англия, Болгария и др.). Меня приглашали для выступления в Думу, я работал в Олимпийской сборной России. Мои ученики добились высокого положения и написали уже около 20 книг. Никогда, работая в институте, я этого бы не достиг. А сейчас мне 70 лет, и меня бы или уволили, или ходил бы просился продлить мое пребывание в институте еще хотя бы на год. В общем, я уже тогда был достаточно дорогим специалистом, но неразорванные внутренние связи сделали меня значительно более дешевым.

Дорогие мои читатели, разрывайте устаревшие связи, эти невидимые путы, которые держат вас на месте прочнее стального каната, опутывая руки, ноги и головы, превращая в кокон, в котором живет живая мятущаяся душа! Это нелегко. Как писал Ницше, для этого иногда нужно мужество льва, чтобы победить стоящего на пути дракона под названием «Ты должен». Но это необходимо и это возможно, ибо за вас Бог, или природа, называйте, как хотите. Помните, что вашу программу выполнить необходимо.

И тогда стоимость ваша возрастет, ибо будущее ваше будет прекрасно. Начнется ваш бурный рост. И вам тогда удастся выгодно себя продать на рынке труда, несмотря на кризисные годы, ибо пока таких свободных от предрассудков людей не так уж много. Однако они есть, они уже занимают высокие посты. Они нуждаются в вас, свободных, желающих вырасти на пользу себе и нашей страны. Они вам помогут. Вам нужно только освобождаться от этих пут.

Всех их и не назовешь. Это предрассудки национальные, сословные, половые, возрастные, расовые, клановые, групповые, религиозные и пр. Избавиться от предрассудков и предубеждений не так уж просто, но можно. Но, еще раз повторяю, стоимость ваша тогда резко вырастет, ибо предрассудки часто тормозят наше будущее. А если у человека нет будущего, то стоимость, какой бы высокой она ни была, сразу уменьшает стоимость настоящую во много раз. Еще раз хочу подчеркнуть, что основная опасность идет от внутренних пут. Кроме того, легче будет найти себе спутнвка(цу) жизни.

Как повысить собственную стоимость, вы уже поняли. Это повышение квалификации и уничтожение тормозящих внутренних связей. «Блажены нищие духом, - говорил Христос, - ибо у них царствие божье». Без этих пут будущее ваше будет прекрасно.

 


Из книги М.Е. Литвака, В. Чердаковой "Как найти хорошего работника и хорошую работу?".



Следующий семинар М.Е. Литвака в Москве:
17-18 апреля / Тема семинара: «Психологические гамбиты»Записаться на семинар


Rambler's Top100